История одной фотографии:Авдархан Умиевич Газдиев с женой у тела умершей дочери
23 февраля 1944 года стало черной датой в судьбе ингушского народа — в тот день началась операция по насильственной депортации жителей Чечено-Ингушской АССР под кодовым названием «Чечевица», которая затронула почти полмиллиона граждан.
В пути следования и в местах ссылки погибли половина чеченцев и ингушей, а на их родной земле шел массовый грабеж их имущества, библиотек и музейных ценностей, разрушение надгробных памятников и башен в горах. Одним словом, была поставлена цель уничтожить память об этих народах навсегда.
Однако оторванный от родной земли народ, обреченный на голодное вымирание в Казахстане и Средней Азии, на протяжении долгих 13 лет выживал, проходя через суровые тернии испытаний, и при этом смог сохранить свою культуру, традиции и самое главное — себя.
А о кровавых злодействах Сталина и его приспешников свидетельствуют не только воспоминания очевидцев, прошедших все круги ада, но и фотографии, запечатлевшие не просто память о конкретном человеке, но память о трагедии, через которую прошел весь ингушский народ в середине XX столетия.
Историю этой фотографии, на которой изображена трагедия семьи Авдархана Газдиева, рассказал Газдиев Мовла Авдарханович, 1934 года рождения, а также внук Авдархана — Джамбулат Газдиев.
На фото изображен Авдархан Умиевич Газдиев (1888-1976). В ногах умершей дочери Тамары (примерно 1935 г. р.) сидит его жена — Лули Асланбековна Эсиева. Фотография сделана примерно в конце 1946 года.
В 1944 году депортированные ингуши, в том числе и семья Газдиевых из села Базоркино (Мочко-Юрт), были поселены в поселке при руднике в Карагандинской области Казахстана. От постоянного голода, холода и тяжелой работы в шахте болело и умирало много спецпереселенцев. В 1946 году эта беда постигла и семью Авдорхана: умерла его дочь Тамара.
Глава семьи попросил родственников позвать на похороны фотографа. Все возражения о том, что это не в традициях ингушей, он жестко пресек, заявив: «Я не сделал этого для своей дочери, когда она была жива, сделаю после ее смерти». Так появилась эта фотография — монохромное отражение времени и жизни ингушей, репрессированных исключительно по признаку национальности.
Поскольку рассчитаться деньгами за снимок Авдархан не мог (их просто не было), он снял с себя и отдал фотографу кавказский пояс с серебряными накладками, который до последнего берег как семейную реликвию.
К сожалению, смерть Тамары не была последней в семье Газдиевых, в течение полугода после этого не станет их второй дочери — Мадины (1930 г. р.) и их матери Лули Асланбековны. Кроме своей жены и двух дочерей Авдархан похоронил и одного из сыновей — Ваху, который умер от острого воспаления легких в 1948 году в возрасте 21 года.
В 1957 году оставшиеся в живых члены семьи вернулись на родину. Но в Мочко-Юрт власти не пускали ингушей. Старик каким-то образом проник в свой двор, который не был захвачен ввиду, видимо, разрухи и ветхости строения. И этот простой старик, очень суровый и жесткий в обычной жизни, лег на свою землю, раскинув руки, и заявил старшим сыновьям Алихану и Абукару: «Живым вы меня с этой земли не снимите».
«Каким-то образом Алихану удалось «уговорить» тогдашнего председателя колхоза, кажется, его звали Султан, ветеран войны, оставить старика на его земле, в его доме», — рассказывает Джамбулат Газдиев.
Абукар в 1966 году погибнет в дорожно-транспортном происшествии на свадьбе родственников, не оставив детей. В 1970-м, на 50-м году жизни, умер и Алихан от силикоза легких, заработанного на сурьмячном комбинате на руднике «Мургайстрой» в Казахстане. В 1976 году похоронили и деда Авдархана…
Эта фотография стала одним из ярких и выразительных документов выселения ингушей, свидетельством зверства, учиненного над всем народом. Сегодня она открывает выставку «Депортация ингушей 1944-1957 гг. Из семейных альбомов», которая проходит в Научной библиотеке Ингушского государственного университета.
В экспозиции представлено более 100 фотографий времен депортации, собранных краеведческим отделом Научной библиотеки из семейных альбомов Евлоевых, Яндиевых, Маматиевых, Мальсаговых, Хадзиевых, Газдиевых, Албаковых, Агиевых. Цель выставки — показать жизнь спецпереселенцев-ингушей в Казахстане и Киргизии в режиме бесправия в течение 13 лет.
Посетить выставку можно до конца февраля 2021 года.
Поделитесь этой новостью у себя в социальной сети, а также добавляйте свои новости на сайтКОММЕНТАРИИ
Кремль нам по жизни должен
Но мы вернулись и вернёмся в свои дома.
Да пребудет проклятие Аллаха над беззакониками!!!
Амин!
Шоай ворххье даь да, бархье даь нана 1аржа хьакхийца боахкилба вай къаман тийша болх мел лелбаьчар, царна дешийца т1ехь г1о мел даьчарна. Шоай дег1амаж, синош Дала даькъаз доахилда цар, шоай мел йола, мел хургйола т1ехье Анкара, пхораг1а йоалийла цар. Амин!
Амин .
Трагическое фото, печальные лица- просто нет слов.
ПОИСТИНЕ ЭПОХАЛЬНОЕ ФОТО!!!-Оно чётко отображает быт бесправных апатридов,всю низость сталинской карательной машины,и памятное назидание нам потомкам.-ДА УВИДИТ ТОТ КТО ХОЧЕТ ВИДЕТЬ,И ПОМНИТ ТОТ КТО ХОЧЕТ ПОМНИТЬ-а новые ростки,и новая сила будет всегда,и им решать ВСЁ!!!
Это был холокост для Вайнахов
это не фото а рисунок. неужели не видите?
Может быть это и рисунок художника З.Эсмурзиева но из фото и яви которое случилось в Казахстане в каждой семье репрессированных.
Не дайте это забыть нашим детям.
Т1ехьарча хана интернетача наха язду б1еха хьамаш 1одийшача дог эккхаш ха йоаг1а сона а кхыча наха а вайг1а, се дикаг1ам хургъяц со а, Ва , фу хиннад вайна? Цхьаккха дикадар б1арга гац, массавар мо ва вайна, цхьанне хьадечох дашац вай. Европе ваг1ар а мо ва, Москве ваг1ар а мо ва, уккхаза ший ц1аг1а ваг1ар а мегаш вац. Вайла вай барт цахуле, в1аши дашаш а цахуле, мала хургва сагота вай хьама тоадалийта??? Цхьаккхе вайна мегаш вац, молаш вар а воацар а, Массанег1а ц1араш техк вай, малажд вай да воаж? Дика хов вайна наха де дезар, цар цадер, бакъда,, воаж дедезар дицденна хьувз . ДАЬЛА ДУХЬА! хьасомдовла! Хьадага доха вай мел эздел долаш хиннад, вай даьй халача хана из дохацадеш баьхаб, йоацачо сискал луш, бала т1абеча оаг1о хьалоацаш. Тахан дунент1а хьама тоаденнача хана, в1аши г1ерташ да вай , совца , боккъала, дехар до аз шуга!
Ми нийса дакх Ia яхар! Ма бакьахь дар кха иманагI ца дохаре, вай дика дар, хоза дар леладоре!
Дала зенах, зулмах лорадаь иманача доаладолда вай кьам!!!